+7 (968) 4354360 +38 (096) 2271625 Заказать звонок Вход для клиентов
В корзине пока нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    29.03.2017
    170

    Недельная глава «Шлах лехá» (Отправь себе) Бемидбáр / Числа 13:1-15:41

    Народ Израиля находится на границах Обетованной Земли, и Всевышний велит Моше послать разведчиков, чтобы те своими глазами увидели все ее достоинства. Моше отправляет по одному человеку от каждого колена; все 12 — важные люди.

    Через 40 дней они возвращаются обратно, неся огромную виноградную гроздь и другие плоды. Но их отзывы о стране будоражат народ: 10 из 12 посланцев уверяют остальных, что им никогда не победить жителей Ханаана. Народ впадает в панику и устраивает великий плач, сетуя на то, что Всевышний хочет их смерти.

    Наутро чаша гнева Творца переполнена, Он «сожалеет» о том, что вывел народ из Египта и грозится уничтожить. Моше заступается и умоляет простить. Творец, по слову Моше, прощает, но обещает, что плач народа обратится против них: никто из этого поколения не войдет в Землю Авраама, Ицхака и Якова. Новое поколение овладеет Ханааном лишь через 40 лет, когда умрет последний человек из сетовавших накануне. Народ предпринимает безуспешную попытку начать завоевание страны, но Всевышнего нет с ними в этот момент, они терпят поражение и покидают границы Обетованной Земли.

    Далее звучат постановления о принесении добровольных жертв в Храме, отделении халы при замесе теста и цицит — кистях, прикрепляемых к четырехугольной одежде, как напоминании обо всех заповедях, данных Творцом. Также приведена история о человеке, собиравшем в субботу дрова и наказанном за это смертью.

     

    Глава начинается словами «отправь себе», из чего традиция делает вывод, что разведка Земли не была первоначальным планом Всевышнего. Позже, в книге Дварим, этот эпизод описан так: «Но вы все подошли ко мне и сказали: «Пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту, и расскажут нам о дороге... и о городах...» И понравилось мне слово это, и взял я из вас двенадцать человек, по одному человеку от колена». Отсюда видим, что Творец велел Моше послать разведчиков в ответ на просьбу народа.

    Важно отметить, что среди разведчиков не было представителя колена Леви. Это связано с тем, что левиты не имели права на получение земельных наделов, поэтому участие в разведке их представителя не было необходимым. Это означает также, что никто из колена Леви не участвовал в злословии об Обетованной Земле, и потому наказание о вымирании в пустыне на левитов не распространялось. Это подтверждает и определение наказанных как «исчисленные от 20 летнего возраста и старше», тогда как возраст левитов при исчислениях был «от 1 месяца» и «от 30 лет» (глава Бемидбар).

    Примечательно, что наказание было пропорциональным во всех отношениях и соответствовало принципу «мера за меру». Так, 40 дней длилась разведка — 40 лет продлятся скитания по пустыне. Плача, народ сетовал, что не умер в Египте — сейчас был обречен на смерть в пустыне (хотя, учат наши мудрецы, и умирали в возрасте не менее 60 лет). Обещание Творца «дети, о которых вы плакали, они — узрят Землю» зеркально сетованиям «жены наши и дети наши станут добычей». Отсюда же следует, несколько неожиданно, что наказание смертью не распространялось на женщин. Также в живых остались Йеошуа и Калев — два разведчика, не говорившие о Земле плохо и не участвовавшие в плаче с остальными.

    Еврейская традиция понимает историю об отказе народа войти в Страну праотцев не как черную неблагодарность Создателю, неверие или трусость и выделяет несколько важных моментов. Например, что разведчики были лучшими из своих колен, людьми очень высокого духовного уровня. Они действительно не хотели, чтобы народ вошел в Ханаан, но не потому, что сомневались во Всевышнем, наоборот, были связаны с Ним настолько, что не хотели «спуска» этих отношений в Ханаане, как они понимали, на более низкий, материальный уровень. Их недочет был в том, что жизнь абсолютной духовности, не отягощенная бытом (каковым, по сути, было пребывание народа в пустыне до сих пор) — это безусловно высокий уровень служения Всевышнему, но не высочайший. Высочайшим было бы вхождение в Землю, практическое исполнение Торы (ведь большая часть заповедей действительна только в границах Земли Израиля, заселенной еврейским народом), служение Творцу при «отягчающих» бытовых сложностях. Отсюда, хорошо быть «теоретиком» Торы за пределами Израиля, но еще лучше быть «практиком» в Израиле.

    Движимые добрыми намерениями, десять посланников оклеветали Землю, и их проклятия обрушились на их же головы, сделав эту страницу еврейской истории самой горькой и в грядущие времена. Так, день 9 ава многократно отмечен трагичными событиями: разрушениями обоих Храмов в древности, изгнаниями евреев из Испании в Средние века, образованием первого польского гетто в 1941 году и началом Холокоста...

     

    Ежегодно соблюдая строгий пост 9 ава, мы вспоминаем и первоначальный плач этого дня, и все слезные резонансы, вызванные им на шкале истории, но также и слова пророков о том, что однажды самые грустные наши посты обратятся в дни величайшей радости. В унисон с пророчествами и в этой главе вслед за обещанием строгого наказания говорится: «...когда вы войдете в землю... которую Я даю вам... и будете приносить Г-споду жертву...» То есть народ все-таки поднимется на этот, недостигнутый «поколением пустыни», более высокий уровень отношений с Создателем и, с Б-жьей помощью, останется на нем. В этом — и наша великая надежда на все времена, и — ежедневный выбор каждого из потомков Авраама.

    Задайте свой вопрос

    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7

    Контакт центр: +7 (968) 4354360 / +38 (096) 2271625 с 9:00 до 22:00.
    Красная Нить - Талисманы, которые хочется носить всегда © 2010-2017
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS