+7 (983) 2081097 +38 (096) 2271625 Заказать звонок Вход для клиентов
В корзине пока нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    16.05.2017
    69

    Недельная глава «Хукáт» Бемидбáр / Числа 19:1-22:1

    Всевышний сообщает Моше и Аарону закон «о красной (полностью рыжей) корове»: ее пепел, размешанный в воде, очищал от ритуальной нечистоты человека, оскверненного соприкосновением с мертвым. Без этого еврею запрещено входить в Мишкан (и позже — в Храм).

    Израиль приходит в пустыню Цин. Там умирает Мирьям, сестра Моше и Аарона; стан нуждается в воде и поднимает ропот. Всевышний велит Моше собрать народ у скалы Мерива, взять посох и (вместе с Аароном) сказать скале дать воду. Моше же дважды бьет по ней посохом... Поэтому, говорит Творец, они войдут в Обетованную Землю.

    Моше дважды просит разрешения у царя Эдома пройти в Ханаан через его земли, но получает отказ и обходит страну стороной. Вскоре, на горе Oр, по слову Господа, умирает Аарон. Вся община оплакивает его тридцать дней, и сын Элазар становится первосвященником вместо отца.

    Царь Арада атакует Израиль, но терпит поражение. Народ продолжает путь в Ханаан, но вновь впадает в панику. Возмущение и ропот народа о недостатке хлеба и воды, о надоевшей пище навлекают на них змей. Народ кается и просит защиты у Моше; Всевышний велит соорудить ядовитого змея и водрузить его на шест в центре стана. Всякий ужаленный, взглянув на него, не умирает.

    Оказавшись у границ эмореев, Моше просит разрешения пройти по их землям. Но царь Эмора не только отказывает, но и вступает в сражение, которое проигрывает. Израиль завоевывает Эмор и вскоре — Башан. И, подойдя, наконец, к Ханаану, располагается в степях Моава, у города Йерихо, на берегу реки Ябок.

     

    Закон «о красной корове» чрезвычайно необычен и символичен. Он напоминает о тельце, сооруженном Израилем по выходе из Египта. Но тот золотой телец осквернил всех, а пепел красной телицы — очищает (однако делая ритуально нечистым любого человека, вовлеченного в приготовление пепла). Традиция отмечает, что ХуКаТ (от хок — закон, законодательство) означает законы, не поддающиеся логическому объяснению; и, если прочитать слово наоборот, получается ТиКаХ (взять). То есть - закон необходимо принять и исполнять только потому, что так сказано Творцом. Так, закон «о красной корове» со всей строгостью и исполнялся ранее (например, наличие всего двух волосков другого цвета делало корову непригодной, чтобы считаться «красной»). И в наше время, не имея возможности пройти очищение, все евреи находятся в статусе ритуальной нечистоты; а потому мы не можем подниматься на место, где стоял Храм. Именно этим, желая не нарушить заповедь Всевышнего, руководствовались лидеры Израиля, отдав право контроля над Храмовой горой арабам после победы в войне 1967 года.

    Символично, что следом рассказано об ошибке Моше, приведшей к тому, что не он, основа еврейского народа, введет свое чадо в Землю праотцев. Наши мудрецы отмечают, что он «оступился» здесь дважды: назвал людей непокорными (строптивыми), и ударил по скале вместо того, чтобы обратиться к ней словами, как было велено. Однако он и раньше порицал народ, и это не вменялось ему в вину. Объяснимы и удары по скале: скорее, машинальные, как по велению Б-га в подобных случаях в прошлом (глава Бешалах, книга Шмот). Принципиальная же разница между Израилем, вышедшим из Египта и Израилем, проведшим в пустыне 40 лет, заключалась в том, что народ «повзрослел», достиг высокого духовного уровня. И, несмотря на упрямство и новые жалобы, был в состоянии воспринять покорность скалы слову, а не палке. Этого роста не заметили Моше (Аарон и Мирьям); поэтому всем троим, им суждено быть величайшими вождями и воспитателями Израиля-отрока и вдохновителями, но не предводителями Израиля-воина.

    Вслед за этим кажется совсем неожиданным рассказ о новом ропоте народа о воде и хлебе. Однако внимательное прочтение выделит важные детали. Во-первых, народ сам, понимая, что нашествие змей — следствие злословия против Г-спода и Моше, приходит с извинениями и просит о молитве. Во-вторых, Творец не просто удаляет змей, но требует «личного участия» каждого укушенного: взглянуть на медного змея, вознесенного на шесте, чтобы остаться в живых. Взглянуть с верой, что виновный наказуем Свыше, но даже тогда — милость прощения доступна всякому, возносящему мольбу к Б-гу. Так, эта история все-таки подтверждает, что Израиль действительно повзрослел. Интересно, что Моше не было сказано, из чего изготовить змея. Скорее всего, он использовал медь из-за созвучности слов «нахáш» (змей) и «нехошéт» (медь), а так же потому, что ядовитые змеи — именно желтого цвета. Нельзя не вспомнить, что медь была ярким «наглядным пособием» урока о Высшей справедливости и в предыдущей главе.

     

    Иудаизм учит, что Всевышний — благ, и от Него не исходит зла. Он не наслал тех змей специально; вернее сказать — в определенный момент лишил грешников Своей защиты от змей, всегда живших в этой пустыне, но не нападавших на людей. Эта принципиальная разница учит рассматривать жизнь под определенным углом. Так, зло существует, и, случается, больно "жалит". Но укус этот — не удар палки, а слово, взывающее к исправлению. И даже если он почти смертельный, всегда есть и надежда, и будущее. Достаточно лишь обратить взор к Небесам.

    Задайте свой вопрос

    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7

    Контакт центр: +7 (983) 2081097 / +38 (096) 2271625 с 9:00 до 22:00.
    Красная Нить - Талисманы, которые хочется носить всегда © 2010-2017
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS