+7 (983) 2081097 +38 (096) 2271625 Заказать звонок Вход для клиентов
В корзине пока нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    12.06.2011
    1873

    История Иерусалима № -1

    Один из первых возведенных людьми городов, центр трех мировых религий, место, о котором тысячелетиями грезили евреи в любой точке земного шара, столица Израиля – всё это священный Иерусалим! Никогда не покидавший сердца своих детей, - евреев, - он прошел сквозь благословенный мир и кровопролитные войны, славные победы и горькие поражения, головокружительное богатство и вопиющую бедность, сквозь безмерную радость и чудовищную боль… Гордо венчающий собою, как короной, вершины Иудейских гор, Иерусалим по сей день остается великим, славным и самым священным городом на земле. Не потому ли вот уже более тридцати столетий армии самых разных народов борются не на жизнь, а на смерть за обладание этим местом, где нет и никогда не было никаких полезных ископаемых, где негде выращивать урожай, да и питьевой воды отнюдь не всегда хватало?!
     
    Ответ на этот вопрос следует искать в далеком прошлом, в охватывающей несколько тысячелетий истории города. Точно не известно, кем и когда был основан Иерусалим. Самые ранние упоминания относятся к XX-XIX вв. до н.э., когда он, тогда еще хананейский город-государство Рушаламу фигурирует на египетских «прóклятых надписях» (т. е. специальных заклинаниях, сделанных на глиняных сосудах или фигурках, призывающих всевозможные беды и несчастья на головы врагов фараонов). До завоевания евреями, известном нам из Библии, город сменил несколько названий, - среди них «Урусалим» (по спискам Тель-Амарны (XIV в. до н.э.)), Урусалимму (в надписях на пирамиде фараона Санхерива (конец VIII века до н.э.)) и другие. Соответственно, менялись и хозяева, пока Иерусалимом не овладело западно-семитское племя иевусеев, переименовав его в Иевус, - как очевидно, по самоназванию. В Торе же он называется «Шалем» («полный», «совершенный»), что очень близко к древнееврейскому слову «шалом» («мир»), а с утверждением иудейского господства он стал называться «Ерушалаим» («город мира»). Увы, не стоит верить этому названию: ни один город на земле не пережил за свою историю столько разрушений и катастроф, сколько выпало на долю Иерусалима! Сменив чем 80 хозяев, он 16 раз разрушался до основания и 17 раз восставал из пепелища в новом блеске и великолепии! Около 1000 г. до н.э. Иевус был захвачен библейским царем Давидом и провозглашен столицей нового, сильного царства. Давид перенес туда Ковчег Завета, в котором хранились каменные скрижали с написанными на них самим Господом Б-гом Десятью Заповедями, - великую святыню еврейского народа, - после чего начал деятельную подготовку к возведению Храма на горе Мория, но ему не дано было возвести дом для Б-га на Земле. Это сделал сын Давида, прославленный мудростью царь Соломон (ок. 960 года до н.э.). На строительстве Храма семь лет трудились десятки тысяч носильщиков, каменотёсов и разнорабочих, причем, как гласят легенды, за всё это время не заболел и не умер ни один из строителей, более того, ни один инструмент не сломался, - вот что значит работать во славу Б-жью! Значительно расширенный и укрепленный, Иерусалим, однако, не долго был столицей единого еврейского царства. После смерти Соломона его держава распалась на Северную (Израиль) и Южную (Иудея) части, сразу же вступившие в конфронтацию друг с другом. Более чем 350 лет город являлся столицей Иудеи, пока не был захвачен и разграблен вавилонским царем Навуходоносором (598 г. до н. э.), а после неудачного восстания уцелевших иудеев – полностью разрушен вместе с Храмом (586 г. до н.э.). Большинство евреев, населявших Иудею, либо пали на поле брани, либо были угнаны в Вавилонию… Через 70 лет персидский царь Кир, покоривший Вавилон, разрешает изгнанникам вернуться обратно. Преодолев немало трудностей, евреи восстановили Иерусалим и построили Второй Храм, освящение которого состоялось в 516 г. до н.э. Конечно, новый Дом Б-га не был столь великолепен, как Первый, - более того, в нем уже не было Ковчега Завета. Тем не менее, Храм по-прежнему являлся святыней для евреев, истово благодаривших Небеса за жизнь на родной земле! В 332 г. до н.э. Иудея, все еще бывшая частью Персидской империи, без боя сдалась Александру Македонскому, великому греческому завоевателю. Он милостиво обошелся с евреями, но после его смерти цари Сирии и Египта начали оспаривать друг у друга контроль над Иерусалимом, вместе с еврейским народом страдавшим от чужих, бесконечных войн. Последней каплей стала насильственная политика сирийского царя Антиоха Эпифана, задумавшего искоренение иудаизма. В ответ народные повстанцы под предводительством Иегуды Маккавея выбили греко-сирийцев из Иудеи, овладели Иерусалимом и очистили Храм от всего языческого, что успели оставить поработители. Страна обрела независимость и новую династию царей – Хасмонеев.
     
    Спустя столетие Иерусалим попал под власть непобедимого Рима и его ставленников, самым известным из которых был царь Ирод, оставшийся в памяти человечества эталоном чудовищной тирании. Во времена его правления Иудейское царство достигло небывалого расцвета, хоть и утратило независимость. Ирод значительно перестроил город и Храм, придав ему великолепие, которое тот имел разве что при Соломоне, проложил новые дороги и систему водоснабжения. Однако никакая золотая клетка не могла заменить гордым и набожным евреям свободы! Поэтому в 66 г. н.э. они подняли имевшее, как оказалось, самые роковые последствия восстание, вошедшее в историю под названием «Иудейская война». С самого начала неудавшееся, оно продолжалось до весны 70-го года, когда римский военачальник Тит, сын императора Веспасиана, обратил в руины Иерусалим, уничтожил Второй Храм, а Храмовую Гору приказал распахать, чтобы стереть с лица земли саму помять об иудейской святыне. Довершил же уничтожение Иерусалима римский император Адриан в 135 году, чьи войска незадолго до этого подавили восстание Бар-Кохбы. Отныне всё напоминающее об историческом прошлом евреев, было велено предать забвению: Иудею переименовали в «Палестину», а на месте Иерусалима выросла типичная римская колония «Элия Капитолина», куда евреям вход был строжайше воспрещен.
     
    После распада Римской империи, при византийском владычестве, Иерусалим постепенно приобретает христианский облик – в городе строится много церквей, главной из которых становиться церковь Гроба Господня, освященного в 335 году. Согласно Евангелиям, напрямую связанный с деятельностью Иисуса Христа и его учеников, город скоро становится центром христианства. В 638 году арабский халиф Омар ибн аль-Хаттаб завоёвывает Иерусалим, начиная этим многосотлетнее правление мусульман. На территории Храма (которая с римских времен оставалась городской свалкой) строится мечеть Аль-Акса, третья по значимости святыня ислама, а Иерусалим переименовывается в Аль-Кудс («Святое место»), с которого, как считается, пророк Мухаммед вознесся на небеса. Ничем не оправданная жестокость новых владык по отношению к христианам, стала одной из причин Крестовых походов, объявленных в 1095 году римским папой Урбаном II. Рыцари католической Европы были призваны освободить из рук неверных главную святыню христианского мира – Гроб Господень, и сотни закованных в броню воинов устремились в Палестину. На целый век Иерусалим стал центром королевства крестоносцев (1098-1187 гг.). При них многие мусульманские мечети были превращены в церкви (в частности, мечеть Аль-Акса стала церковью Соломона, резиденцией рыцарского ордена тамплиеров). Ни арабам, ни тем более евреям в таких условиях не приходилось ждать для себя ничего хорошего… Конец правлению европейских пришельцев положил знаменитый арабский военачальник Салладин, а его, в свой черед, сменили египтяне-мамлюки. Будучи фанатичными мусульманами, они всемерно подчеркивали исключительное значение Иерусалима для ислама, поощряя строительство мечетей и заезжих дворов для паломников. В этот период снова ставший Аль-Кудсом город превратился в центр мусульманского богословия и массовых паломничеств (XIII - XIV вв). Но, уйдя с головой в теологическую ученость, мамлюки совершенно не занимались хозяйством, поэтому Иерусалима очень быстро обнищал и приобрел дурную славу места, в котором невозможно жить. Поэтому в 1517 году его без боя уступили султану Селиму, и город на 400 лет попал под власть Османской империи. Поначалу турки проявляли большую заинтересованность в возрождении Иерусалима, активно и много строили (так, при султане Сулеймане Великолепном вокруг города была возведена новая стена, сохранившаяся до наших дней, построен водопровод, бассейны и дворцы), но вскоре охладели к нему. Для турецких властей Иерусалим стал рядовым блокпостом, руины которого оказались худо-бедно пригодны для отражения набегов полудиких кочевников-бедуинов. Потекли столетия полнейшего застоя. Иерусалим стал городком, в котором немногочисленным евреям только и оставалось, что влачить жалкое существование, плакать у полуразвалившейся Стены и умирать под нещадно палящим солнцем. Сион, частью которого является Храмовая гора, окончательно захирел, и, подобно отжившему своё глубокому старику, готовился почить навеки…
     
    Конец турецкому владычеству, положенное победившими в Первой Мировой войне англичанами, одновременно означал пробуждение Иерусалима к жизни. На Ближнем Востоке был установлен режим британского правления, подтвержденного мандатом Лиги Наций. Казалось, евреев ждет процветание: страна восставала из вековечных руин, как ото сна, - всюду проводилось большое строительство, налаживались сети дорог, перестраивались порты, приезжие инженеры, механики и археологи делали общее дело. Однако не увенчавшиеся успехом попытки колониального правительства примирить арабских аборигенов и еврейских поселенцев, массово прибывавших в подмандатную Палестину, вынудили Англию передать этот вопрос на рассмотрение в ООН. В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации британского мандата и разделении Палестины на два государства – еврейское и арабское. 14 мая 1948 года Бен-Гурион провозгласил Израиль независимым государством со столицей в святом для евреев всего мира городе – Иерусалиме! Правда, независимость, - да и само право на существование! - израильтянам пришлось завоевывать в последовавшей на следующий же день войне со всем арабским миром. Результатом этой войны стало, в частности, разделение Иерусалима: древняя, восточная часть, где расположена главная иудейская святыня, - Стена Плача, - отошла под контроль Иордании. Еврейское же государство контролировало лишь Новый город, выстроенный всего век назад, куда 13 декабря 1949 г. был переведен Кнессет и правительственные учреждения. В соглашении о перемирии арабы обязались разрешить евреям посещать свой сектор и молиться, но это никогда не соблюдалось. Израильтяне не имели доступа в Старый Город, более того, жители Нового Иерусалима постоянно подвергались опасности обстрела с арабской стороны. В 1967 году конфликт между Израилем и его арабскими соседями вновь перерос в войну, названную позже «Шестидневной». За два дня ожесточенных боев Армия Обороны Израиля захватила иорданские позиции в Восточном Иерусалиме, а днем позже победоносно штурмовала Старый город. Так, спустя более двух тысячелетий древняя город-святыня, как в библейские времена, вновь стала единой столицей нашего государства!
     
    продолжение статьи можно прочитать тут

    Задайте свой вопрос

    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7

    Контакт центр: +7 (983) 2081097 / +38 (096) 2271625 с 9:00 до 22:00.
    Красная Нить - Талисманы, которые хочется носить всегда © 2010-2016
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS