+7 (983) 2081097 +38 (096) 2271625 Заказать звонок Вход для клиентов
В корзине пока нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    21.08.2011
    2175

    Город Хайфа. Часть первая. от танкреда до хуши

    ХАЙФА. Часть первая. ОТ ТАНКРЕДА ДО ХУШИ

     
    По никогда не спящему шоссе, мимо плантаций, обративших листву своих пальм к небесам, мимо бледно-голубых водохранилищ, машины несутся к городу на склонах кармельских гор – к белокаменной «матушке» Хайфе!
     
    Достаточно хотя бы раз посмотреть фильм Питера Джексона «Властелин Колец» [1], чтобы понять как правы те, кто сравнивает Хайфу со сказочным Минас-Тиритом. Действительно, город, чьи гордые башни и высокие дома «вырастают» из горных кряжей, а многочисленные здания разбросаны по всей протяженности поросших густыми лесами склонов, не может не быть похожим на твердыню Гондора. «Только, - уточняют романтики, - там была река, а здесь – море, но тоже очень красиво!».
     
    Красиво? Не то слово! Хайфа – самый красивый город Израиля, и пусть об этом нигде не написано, зато всем давно и хорошо известно, что из каждого городского окна открывается ни с чем не сравнимый вид на бесконечную синеву Средиземного моря. Это вам не Париж, который стоит увидеть и умереть, отнюдь! Хайфа – это город, который нужно увидеть, поселиться в нем и жить, - учась, любя, работая и веселясь до ста двадцати!
     
    Да и отчего не жить, не любить и прочее, если в Хайфе созданы все условия для этого, и многого другого? А ведь этот залитый солнцем, морем и горным воздухом шумный город – сравнительно молодой, основанный в римскую эпоху, но развития не получивший. Не может Хайфа похвастаться амфитеатрами и акведуками, нет в ней руин гипподромов с крылатыми богами, останков дворцов, базаров и прудов, как в ненавидимом прокуратором Ершалаиме [2], - «обидели» Хайфу римские зодчие, ну, что уж поделаешь…
     
    Как более-менее крупное поселение, Хайфа появляется лишь в XI веке, когда Палестиной правили крестоносцы. Но не ищите в современном городе ни то что мощных цитаделей и бастионов, грозно высящихся над морем, как в Акко, но хотя бы кирпича от кладки старых стен. Их не осталось и в помине: захватив Иерусалим, рыцари вернулись к Хайфе и осадили её с суши и с моря. Предводителю южноиталийских норманнов, князю Танкреду [3], понадобилось две недели на то, чтобы сломить отчаянное сопротивление горожан, после чего Хайфа пала, а смешанное, арабо-еврейское население города было безжалостно вырезано.
     
    Позже она несколько раз переходила из рук в руки, и на улицах города хозяйничали то воины Салах-а-Динна, то крестоносцы Ричарда Львиное Сердце. Тех и других интересовал только порт, то разрушаемый арабами, то восстанавливаемый заново силами европейцев, пока, в 1291 г., мамелюки не разрушили Хайфу и монастыри на горе Кармель [4] до основания, а случайно уцелевшие жители не бежали в Акко. Город стоял в развалинах до XVIII века…
     
    Началом нового появления Хайфы на страницах истории принято считать 1761 год, когда шейх Дахар Аль-Амар, правивший в то время в Акко, решил обезопасить путь, ведший в его город с юга. Для этого он повелел построить блокпост в самом узком месте между горами и морем, и обнести его каменой стеной, следов которых не сохранилось [5]. Точно так же нет и следов башни «Бурдж а-Ислам», возведенной на среднем уступе горы Кармель, на высоте около 60 м. – сейчас там разбит сад, что напротив бывшего здания городского муниципалитета
     
    Турки столь же мало обращали внимания на Хайфу – бедная деревушка, где жившие бок о бок евреи и арабы промышляли рыболовством и сельским хозяйством, а потом торговали друг с другом плодами урожая или улова, никому не была нужна и никого не интересовала.
     
    Лишь на исходе первой половины XIX века о Хайфе вспомнили! Власть египетского Ибрагима-паши [6] над Палестиной продолжались всего девять лет, но имела колоссальное значение для развития Хайфы, значение которой стало расти, как на дрожжах. Городской порт был защищен, значительно расширен и модернизирован настолько, что стал способен принимать корабли, прибывавшие в Святую Землю. Безопасность проживания, стабильность экономического роста и нетронутые земли нового места способствовали тому, что многие как частники, так и представители торговых компаний иностранных держав переселились сюда из старого, порядком износившегося, да к тому же полуразрушенного Акко.
     
    Немало способствовал росту Хайфы и орден кармелитов [7], основанный тут еще крестоносцами и изгнанный вместе с ними. В новые времена монахи вернулись, став одним из самых важных экономических и социальных факторов жизни: орден покупал землю, строил церкви, гостиницы и школы, всемерно стремясь к увеличению численности своей общины. Вслед за ними, завидуя кармелитам, в Хайфе возникли представители других ветвей христианства, быстро набирая силу, покупая и строя. Так создавалась разнородность состава населения, что совершенно нормально для портового города в любой точке мира.
     
    В 1851 году Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ) [8] построила первую в Хайфе современную пристань, годную уже для приема не просто морских, но океанских пароходов. Соседний Акко не мог похвастаться тем же, и значение его порта неизменно падало, пока окончательно не сошло на нет.
     
    В 1870 г. в Хайфе проживало около четырех тысяч жителей, по большей части скученные внутри городских стен, что придавало городу типично восточный вид: узкие, тесные переулки, ветхие частные дома и кичливые общественные сооружения. Среди последних выделялись христианские церкви, прежде всего центр ордена кармелитов, выходивший фасадом на площадь, носящую ныне название «Парижской». Как и следовало ожидать, скоро места стало не хватать на всех и новостройки стихийно выплеснулись за стены, а позже без следа поглотили их.
     
    Евреи, исстари жившие в Хайфе, стали активно селиться здесь с начала XIX века, прибывая по большей части из Северной Африки. Европейские евреи появились здесь лишь после провозглашения независимости государства Израиль, но до начала прошлого века число евреев было здесь незначительным…
     
    Перед началом Первой мировой войны Хайфа была уже относительно большим городом, численность населения которого превышала 20 тысяч человек, из них более 18 тысяч были мусульмане и, соответственно, остальные – евреи.
     
    Как известно, война закончилась поражением Турции, выступившей на стороне кайзеровской Германии, и расчленением ее территории. В частности, Палестина досталась Великобритании, период правления которой получило название «Британского мандата» (с 1918 по 1948 г.). За это время Хайфа резко выросла в числе жителей, в городских границах, в экономическом росте и в культурном отношении. Одно влекло за собой другое – быстрый рост числа жителей привел к росту количества жилых домов и застроенных площадей. Множество людей требовали множества рабочих мест, а это, опять-таки, вело к росту города.
     
    С точки зрения прагматичных англичан, Хайфа должна была являться морским терминалом для иракской нефти, служить морской базой для обеспечения безопасности устья Суэцкого канала, и, в случае потери контроля над каналом, стать началом сухопутного пути на Багдад, Тегеран и Бомбей.
     
    Как очевидно, это объясняло особую заинтересованность Британского правительства в развитии Хайфы. В отличие от турецких властей, инициировавших постройку только нескольких значительных объектов и оставивших вопросы экономического развития в руках жителей, англичане не только всемерно поощряли развитие Хайфы, следя за строительством, но и активно вмешивались в вопросы бизнеса, когда считали это полезным для себя.
     
    В частности, ими были инициированы проекты расширения порта, расчистки и углубления акватории, прокладки дороги между Хайфой и Багдадом и нефтепровода из Ирака. Последнее вызвало насущную необходимость постройки нефтеперерабатывающих заводов, поблизости от которых возникли промышленные предприятия. Вслед за ними появились фирмы, предоставлявшие различные бытовые услуги, типа ремонтных работ и ресторанов. Кроме того, с расширением сети железных дорог во времена британского мандата, Хайфа превратилась в узловой центр железнодорожных путей Палестины. И, словно этого мало, именно здесь был сооружен водяной аэропорт, рассчитанный на посадку гидропланов (!)
     
    Несложно догадаться, что реализация этих проектов повлекло за собой появление множества рабочих мест, обеспечивавшие приток трудоспособного населения, а это, в свою очередь, вызвало спрос на жильё и земельные участки.
     
    Другим важнейшим событием в развитии Хайфы во время Британского мандата стало строительство района Хадар ха-Кармель – поистине очага развития города. Ядром нового района явились нынешние улицы Герцль, ха-Халуц и Нордау. Вскоре между долиной Вади Ниснас на западе и Вади Рошмия возникло множество новых жилых районов, активно заселявшиеся евреями, которым британское правительство предоставило некоторую муниципальную автономию, благодаря чему сионистские организации рискнули провести плановую застройку города. Таким образом, по их инициативе, юго-восточная часть Хайфского залива была поделена на жилые районы Кирьят-Хаим, Кирьят-Бялик, Кирьят-Моцкин, Кирьят-Ям (ныне города-спутники Хайфы).
     
    Вместе с тем, Хайфа была центром нелегальной иммиграции, идущей вразрез с политикой британского мандата. Множество репатриантов прибывало в страну через Хайфский порт, в память о чем создан Музей нелегальной иммиграции. 21 апреля 1948 г. англичане, выполняя тайный приказ своего правительства, внезапно эвакуировались из Хайфы. В ходе возникшего после этого стихийного непродолжительного боя отряды Хаганы взяли город под свой контроль. Насильственной депортации арабского населения не произошло, но большинство отказались признать еврейскую власть и бежали в соседние страны. На момент провозглашения государства Израиль в Хайфе оставалось около девяноста восьми тысяч человек, - в подавляющем большинстве, евреи, - и до объединения Иерусалима (1967 г.) Хайфа была вторым по численности городом страны. В 50-х годах прошлого века в Хайфу прибыло большое количество репатриантов из Марокко, поселившихся компактной группой в бывшем арабском районе Вади-Салиб, где в 1959 г. произошли беспорядки, связанные с социальными проблемами. Не уменьшается репатриация и поныне: Центральное статистическое бюро Израиля опубликовало данные, из которых наглядно следует, что новые репатрианты отдают пальму первенства именно Хайфе – сюда стремятся 28% людей, готовых связать свою судьбу с еврейским государством.
     
    Утвердившись, новая власть занялась проблемами строительства. Так, продолжалась застройка вдоль берега моря и на склонах Кармеля. Нижний город был частично реконструирован и стал деловым центром Хайфы, промзона расширилась на север до самого Акко, на Кармеле были выделены участки для парков, вновь расширился и модернизировался порт, в котором был углублен рейд, построены пирсы и элеватор «Дагон», вместимостью 75 тысяч тонн для хранения импортируемого зерна. Быстрыми темпами развивающаяся промышленность, призванная удовлетворять нужды флота, инициировала постройку крупных судостроительных заводов с сухим доком для ремонта кораблей, где работает несколько тысяч человек, четверть из которых – выходцы из стран бывшего СССР.
     
    «Золотым веком» для города стало правление мэра А. Хуши [9], сделавшего для города больше, нежели все градоправители до и после него вместе взятые! При нем укрепилось значение Хайфы как промышленного центра, были проведены большие работы по благоустройству и озеленению города, реконструкции городских кварталов, строительству новых зданий и сооружений. Стараниями Хуши было открыто единственное в Израиле метро «Кармелит», основан Хайфский университетский колледж, позже получивший статус университета, и построено самое высотное здание города – башня университета на вершине Кармеля.
     
    Сейчас Хайфа – крупнейший промышленный и культурный центр Израиля, а ее порт – второй по грузообороту в стране и главный пассажирский порт. Достаточно сказать, что в конце прошлого века через него прошли 300 тысяч человек, что составило 80% всех, прибывших морским путем в Израиль. Среди промышленных предприятий Хайфы важнейшими являются химические, нефтехимические, металлообрабатывающие заводы и водоочистные сооружения. Хайфский городской театр (основанный в 1961 г.) и Хайфский симфонический оркестр составляют неотъемлемую часть культурной жизни всей страны
    Хайфа
     
    хайфа город
     

    Задайте свой вопрос

    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7

    Контакт центр: +7 (983) 2081097 / +38 (096) 2271625 с 9:00 до 22:00.
    Красная Нить - Талисманы, которые хочется носить всегда © 2010-2016
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS