+7 (983) 2081097 +38 (096) 2271625 Заказать звонок Вход для клиентов
В корзине пока нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    30.07.2015
    376

    Еврейская свадьба - 1

    Еврейская свадьба

    часть первая. Всё вокруг да около: 4 вопроса о еврейском браке

     

    Уж замуж невтерпеж ?

    В предыдущей статье мы рассказали о еврейской помолвке-«тенаим», и о той тяжкой доле, которую приходится вынести молодому еврею и молодой еврейке во время этого освященного веками мероприятия.

    Это и знакомство, с которого важно не убежать, как Подколесин у Гоголя, и взаимные клятвы, и договор, и подарки, и битье тарелок об пол, и без году неделя воздержания!

    Последнее, по себе знаю, самое жуткое: младая кровь кипит в чреслах – аж кипа на голове дыбом встает – а вот и обломись! Время не пришло, не созрела еще твоя еврейская ягодка-краса, так что сиди – и не вякай…

    Но – хватит о грустном: представим себе, что всё уже позади и по заду: можно, наконец, жениться – и сделать это достойно, по Б-жески, простенько и со вкусом.

    Т. е. чисто по-еврейски.  

    Но сначала (о, Г-споди, опять что-то не слава Б-гу?!), как это испокон заведено, много-много теории на тему: что такое еврейская свадьба, откуда она взялась, как с ней быть (или не быть?), и еще на полтора - два Талмуда вопросов, ответов, советов, приказов.

    А чего вы хотели? Свадьба-то не какая-нибудь, а еврейская! Так что, как говорят на родном одесском Привозе, слушай сюда ушами!

     

    Деточки, а вам не рано в такие игры играть?

    брачный договорВступать в брак евреям, как говорилось в статьях нашего цикла о Бар- и, соответственно, Бат-мицве, можно с 13 и, опять-таки, соответственно, 12 лет. Как все нормальные люди понимают, это – чисто условный возраст для столь ответственно дела, не говоря о чисто физиологических проблемах и добывании своим трудом хлеба насущного.

    Слава Б-гу, практика так называемых «детских браков», при которых, согласно Талмуду, мальчики считают годными к помолвке и браку уже в 9, а девочки – в, страшно сказать, три (!) года, – изжита даже в самых глухих местечках и дремучих общинах.

    Изжит и освященный средневековыми раввинами обычай женить мальчика сразу по наступлению совершеннолетия (прямо на Бар-мицве, совместив полезное с приятным). Мотивировалось это тем, что, якобы, еврей, ни разу не женившийся до двадцатилетнего возраста, будет проклят Б-гом (!?). А так как типичный средневековый еврейский мальчик еще не был годен ни в борщ, ни в Красную Армию, раввинские суды часто заставляли его вступать в брак из-под палки в прямом смысле слова.

    При этом раввины не игнорировали нижний порог возраста вступления в брак, и браки с большой разницей в возрасте: например, между мальчишкой, только-только справившим Бар-мицву, и матроной, годящейся ему в бабушки, или между только-только игравшей в куклы девочкой и мужчиной далеко не первой молодости. Еврейский закон запрещает такие резкие перекосы .

    Процесс изжития этих, мягко говоря, странных обычаев начался с периода позднего Средневековья (XV-XVI вв.) путем культурного давления на еврейскую общественную мысль со стороны народов, среди которых жили наши предки.

    Поэтому, на сегодняшний день еврейские детские свадьбы либо вообще не имеют места, прямо запрещенные законом в Израиле и странах диаспоры, либо стали крайне редким явлением в крайне отсталых арабских странах или в африканской глубинке.

     

    «Сколько жен в самый раз – три или одна?»

    Великие предки наши – нечета нам, нынешним евреям – имели «моду» на многожёнство. Вызвано это было требованиями несчастного времени (а когда у евреев оно было счастливым?) – голодом, погромами, изгнаниями, войнами, личностными причинами: во избежание массового вдовства, вызванного вышеперечисленными бедами, и семейными – женским бесплодием, нежеланием портить фигуру родами и излишней религиозностью, не дающей мужчине даже прикоснуться к небесно-чистейшему еврейскому телу.

    Все эти причины разной степени «уважительности», еще в древности имели один общий знаменатель – он же существенный недостаток: чтобы заводить много жен, нужно быть богатым. Факт остается фактом и поныне, когда гаремы заменила одна жена – и много любовниц. А так как народ никогда не был в массе своей богатым (отдельные Ротшильды, Рокфеллеры, Цукерберги и Абрамовичи – не в счет), то, несмотря на многочисленные упоминания в Торе, полигиния не была распространенным явлением.

    Последний удар по официально разрешенному еврейскому многоженству нанес в XI веке знаменитый рабби Гершом, рассматривавший ее как «хилуль гашем» («профанацию Б-жьего имени), поскольку евреи выглядели много менее нравственными людьми на фоне моногамных христиан, среди которых жили. Более того, рабби апеллировал к той же Торе, где прямо сказано, что Б-г создал Адаму одну, а не две, три или больше Ев.

    В итоге, рабби ввел 1000-летний запрет на многожёнство, причем, ашкеназские евреи приняли его к исполнению, а сефарды, живущие в странах ислама, где большое число жен – показатель высокого социального статуса, не считали полигамию чем-то плохим, и отказались следовать запрету.

    В 1948 г., многие евреи, репатриировавшиеся в только-только созданный Израиль из арабского мира (особенно из Йемена), прибыли со своими гаремами. В отношении их правительство, хорошенько подумав, сохранило в силе эти супружеские союзы, но однозначно запретило полигамию в еврейской стране.

    Кстати, сейчас мы живем в XXI веке, а это значит, что период действия 1000-летнего запрета – на исходе. Так что, готовьтесь, евреи…

    еврейский брак

    Хорошее дело браком не назовут?

    Что же такое, в сущности, еврейский брак? Ответ, разумеется, готов – не зря же у евреев было 4 тысячи лет на то, чтобы каждому вопросу дать по ответу! Итак, это – прежде всего, исполнение Б-жественного предназначения и обретение целостности.

    Поддержанная авторитетом Торы концепция понимает создание еврейской семьи только как способ удовлетворения практических-бытовых нужд, но и как исполнение прямого Б-жественного повеления.

    Вот мы и стараемся по мере сил исполнять, да так в этом преуспели, что еврейская семья всегда считалась образцовой. Еще бы – типичный еврейский муж не пьет, не гуляет «налево», жену не бьет, деньги несет в дом, чего еще надо-то? Вот наш брак и славился верностью и взаимоуважением супругов, спокойствием, миром и любовью. Разводы среди евреев встречались крайне редко, хотя за последние поколения эта идиллия несколько померкла, но в целом еврейская семья продолжает выгодно выделяться на общем неблагополучном фоне международного института брака. И это отрадно, товарищи!

     

    окончание следует

    Задайте свой вопрос

    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7

    Контакт центр: +7 (983) 2081097 / +38 (096) 2271625 с 9:00 до 22:00.
    Красная Нить - Талисманы, которые хочется носить всегда © 2010-2016
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS