+7 (983) 2081097 +38 (096) 2271625 Заказать звонок Вход для клиентов
В корзине пока нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    28.07.2015
    1026

    Еврейская помолвка

    Кто создаёт еврейскую семью?

    Перефразируя классиков, зададим вопрос, вынесенный в заглавие этой статьи: господа присяжные заседатели, кто создаёт еврейские семьи ?

    Сами евреи? Жених и невеста? Мамы и папы? Г-сподь Б-г?

    Нет, господа присяжные заседатели! Их создает «шадхан» – и только он, без которого – жизнь не в жизнь, и семья не семья, вот какой он важный! 

    Кто же такой этот самый «шадханим», спросите вы, господа присяжные заседатели?

    А я отвечу: это – процесс знакомства молодых еврея и еврейки, твердо применивших к себе изречение: «И сказал Б-г Всемогущий: «Нехорошо человеку быть одному» (Берешит, 2:18), т. е. вступить на путь, ведущий к заключению законного, еврейского брака.

    Еврейская пара

    А о том, как важен «шидух», сказано в Талмуде (Кидушин 12б): без него мужчине запрещено жениться на женщине, ибо это будет «нескромно» (sic!).

    Если в конце «шидуха» молодые еврей с еврейской не разбегутся в ужасе от вида друг друга, а укрепятся в решении стать мужем и женой, на этом прелюдия и заканчивается – в дело вступают законы брака, а папы с мамами устраивают праздничную трапезу, мягко перетекающую в помолвку.

     

    Он ей – слово, она ему – два

    Для начала – определимся с терминами, ибо, как писали классики, «Не шутите с терминологией! Терминологическая путаница влечет за собой опасные последствия». 

    Во избежание последствий, скажем, что есть евреи, называющие помолвку – «ворт», что в переводе с идиш означает «слово». Смысл ясен: жених и невеста дают друг другу слово о том, что обязательно поженятся.

    Есть евреи, называющие помолвку – «тенаим» («условия»), ибо во время церемонии те же жених и невеста (а также их родители) подписывают договор об обязательствах по организации свадьбы.

    В документе оговаривается доля материального участия родителей в проведении свадьбы и обеспечении молодоженов всем необходимым – хотя бы, на первых парах. Как правило, устанавливается и приблизительный (мало ли что может случиться, верно?) срок свадьбы.

    Договор этот – окончателен и обжалованию не подлежит, поэтому заключается в присутствии свидетелей, и уважаемого раввина, читающего текст. Делается это, понятно, для того, чтобы жених и невеста потом не смогли отвертеться и зажились свадьбу.

    Но евреи – народ ушлый, по себе знаем, так и норовящий извлечь выгоду и хитро сэкономить, поэтому некоторые подписывают тенаим непосредственно перед свадебной церемонией, когда, откровенно говоря, уже поздно что-то менять, и гости молча едят то, что им оставят на стол.

    А есть и такие, кто вообще их не подписывает – с них, молодцов, и взятки гладки!

     

    А если во время помолвки пойдет дождь?

    Итак, всё подписано, оговорено и оплачено, как говорится, всё на мази – и вдруг бах-тарарах: помолвка разорвана! Возможно ли такое?

    Ни в жизнь! То, в чем евреи дали слово – нерушимо, как скрижали Завета (не те, конечно, которые Моше-рабейну расколошматил о златого тельца, а те, которые вторые), и расторгнуть помолвку не может даже смерть! Отделив себя от всех остальных друзей-подруг, молодые еврей с еврейкой если и умирают не поженившись, то над их хладными телами проводят процедуру развода, так как они были предназначены друг для друга – вот как оно серьезно, ибо помолвка – не формальный завет, а таинство отделения, свершаемое людьми над людьми перед людьми.

    Так что, кто слово дал – все, пиши пропало: «Ты обручена со мной! Ты принадлежишь мне!», - как воскликнул Призрак Оперы своей неверной невесте. И ведь был прав – нечего по балам шастать, раз уж обручена!

     

    Ближе к делу, товарищи!

    Как же весь этот «ворт»-«тенаим» происходит? Да как всё у евреев – по-разному, в зависимости от местных общинных обычаев, от доброй воли жениха и невесты, от толщины кошельков папаш и наличия фарфоровых  сервизов у мамаш, от настроения дедушек и истерик бабушек…

    Еврейские подарки вавилонский талмудНо, как всегда в таких делах, есть и «общий знаменатель»: один из самых распространенных обычаев является подарок счастливой невесте, который вручает не менее счастливый жених, тоже получающий подарок от невесты. Подарки – конечно, разные, но чаще всего невеста дарит жениху золотые часы, талит [молитвенное покрывало], которым он будет пользоваться после свадьбы ну а сели наш молодой человек изучает Тору то конечно же он получит в подарок "ШАС" тоесть вавилонский талмуд. Что дарит жених – полная тайна, и правильно: незачем вызывать зависть у соседей, свидетелей и не званных  гостей-паразитов, верно?

    Еще одним общим обычаем во время церемонии помолвки является битье тарелок об пол. Делает это матери жениха и невесты (которым вскоре придется стать горячо любимыми тещей и свекровью) или, если их нет,  другие родственницы.

    Раввины говорят, что это делают в память о разрушенном Храме: вроде как на любом радостном мероприятии должно быть немножечко горя, ибо наша радость не может быть полной, пока нет Храма.

    Есть еще одно объяснение: разбитие тарелки символизирует необратимость принятого решения: ибо, как невозможен возврат разбитой тарелки к её прежнему состоянию (без клея ПВА или QuickStar, разумеется), таким же невозможно отменить обручение. И как невозвратимо откололись от тарелки осколки, так же «откололись» жених (от всех других женщин, кроме  будущей жены – и мамы!) и невеста (от всех других мужчин, кроме своего будущего мужа – и мамы!).

    Но мы-то знаем откуда ноги растут и где собака зарыта: этим нехитрым приемом мама невесты учит дочку решающему аргументу в любом семейном споре, а мама жениха, заранее очень горячо любящая невесту и ее мать, показывает обеим, как это правильно делается !

     

    А когда же будем жениться ?!

    Выше говорилось, что в процессе помолвки молодые еврей и еврейка меняют межличностный статус, «отдаваясь» навечно (к черту смерть!) друг другу. Однако юридически он закрепляется только после церемонии вступления в брак, а до него – еще очень далеко…

    Так, в древности помолвку и брак отделяли друг от друга целый год, на протяжении которого невеста продолжала жить со своими родителями, а жених – со своими, не встречаясь и не переписываясь, а то еще разлюбят друг друга, и несостоявшимся теще и свекрови придется склеивать тарелку…

    Слава Б-гу, времена изменились, и уже в эпоху Средневековья оба этапа были совмещены, став единым, публичным актом.

    Еврейская пара на помолвке

    Задайте свой вопрос

    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7

    Контакт центр: +7 (983) 2081097 / +38 (096) 2271625 с 9:00 до 22:00.
    Красная Нить - Талисманы, которые хочется носить всегда © 2010-2016
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS