+7 (983) 2081097 +38 (096) 2271625 Заказать звонок Вход для клиентов
В корзине пока нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    21.08.2015
    477

    Что такое Махацит а-шекель

    Не только наши люди, но и антисемиты отлично знают, что каждый еврейский праздник имеет свои, освященные Свыше вековечные традиции. Так, скажем, на Песах евреи едят мацу и веселятся, на Йом-Кипур – ничего не едят и молются, в Суккот – живут в шалашах, на Хануку зажигают свечи и т.д. и т.п.

    Все это – достаточно хорошо известно и не заслуживает больше ни единого слова, но есть один особый обычай, связанный с празднованием Пурима, а точнее – с постом Эстер, приходящимся обычно за день до этого, самого веселого еврейского праздника.

    Нет смысла здесь пересказывать историю Пурима и, тем более, объяснять причину, по которой царица Эстер решила немного поголодать: кто не в теме – пусть почитает «мэгилат (свиток) Эстер» или дождется праздника, в ходе которого клоуны популярно и весело объяснят что к чему.

    Для нас важно другое: именно на Пурим евреи ввели обычай отдавать на благотворительные цели монету «в полшекеля весом» перед дневной молитвой Минха (именно перед, так как заповедь необходимо исполнить как можно раньше), так и назвав это – «Махацит а-шекель».

    Где ж нам взять полшкеля ?

     

    древняя Иерусалимска монета

     

    Даже самые ультра- и инфро-ортодоксальные евреи понимают, что тех самых полушекелевых монет времен Мордехая и Эстер давным-давно нет, (даже не в каждом музее их увидишь), поэтому нормы несколько смягчились – и теперь можно давать половину обычной монеты, которая в ходу в месте проживания дающего, или где находится синагога.

    Например, в США, пользующимися долларами, евреи дают монету достоинством в полдоллара, в Европе – 50 центов, в России и на Украине – 50 копеек (и то и другое – лучше одной монетой), и только в Израиле полшекеля так и называется – ½ шекеля.

    Еще большее послабление, сделанное современными мудрецами: в местах, где нет монеты, которая называется «половиной», следует дать «целую» монету. Накладно? Ну, как вам не стыдно – это же на благотворительность!

    Кстати, напомним, что тот самый шекель – это стандартная денежная (серебряная) единица, содержащая в себе в античном прошлом двадцать мелких единиц, и весила, на сегодняшнюю мерку, 7 грамм чистого серебра.

     

     

    А что я буду с этого иметь ?

    пожертвование половины шекеля в храме

     

    «Зачем ты это делаешь?», - риторично спросила Селина Кайл у своего отражения в зеркале, откуда на нее смотрела Женщина-кошка. Примерно то же самое спросим и мы: зачем кому-то наши «полшекеля»?

    А вот зачем: эта традиция напоминает о заповеди отдавать означенную сумму в храмовую казну, которую евреи регулярно пополняли в виде на первый взгляд необременительного, а скорее «почетного» налога.

    Ведь на эти деньги покупались жертвенные животные, мука, масло, вино и другие ингредиенты, необходимые для ежедневных и тем более праздничных жертвоприношений.

    Начиная с первого дня месяца Нисана (как мы помним из соответствующей стати, еврейского «старого нового года»), в Храме приносились общественные жертвоприношения, оплаченные как раз означенными деньгами. Мало никогда не было: точно по пословице «не имей сто рублей, а имей сто друзей» (иные прибавляют: «каждый даст по два рубля – вот и 200 у меня») – и этого, как правило, хватало на весь год.

    Вот какой многочисленный и, что главное, щедрый у нас народ!

    Сейчас, правда, Храма нет – ни Первого, ни Второго, а Третьего мы ждем уже больше 2 тысяч лет, – и эти «махацит а-шекель» передаются бедным с тем, чтобы они использовали их, как им будет угодно, но, разумеется, не на блек-джек со шлюхами (по меткому выражению робота Бендера), а только на б-гоугодные дела!

     

    Заповедная бухгалтерия: кто сколько должен заплатить?

     

    пожертвование Кстати, о заповеди: кроме прямого повеления, она определяла и размер приношения, так что те, кто думает, что дело ограничится полу-шекелем – глубоко ошибается.

    В заповеди три раза употребляется слово «трума» («пожертвование»), а это значит, что каждый еврей давал не одну, а 3 (прописью: три) монеты, каждая из которых стоила половину регулярной денежной единицы.

    Но и это еще не всё: три монеты по полшекеля нужно было давать за мальчиков – но не за девочек, – не достигших тринадцатилетнего возраста (до бар-мицвы), и даже за детей, находящихся в утробе матери (!) – последнее вне зависимости от их пола.

    Слава Б-гу, женщины не обязаны давать полшекеля, но есть традиция, по которой глава семьи дает три монеты за каждого из домочадцев, включая женщин и девочек – так что священная «обдираловка» продолжается.

    Есть общины, взрослые члены которых платят по полшекеля за своих детей, пока тем не стукнет 20 лет! А есть и такие, где «махацит а-шекель» дают за детей до тех пор, пока они не обзаведутся собственной семьей! Как тут не сказать сакраментальное: «Ни фига себе!».

    Причем, это – только у ашкеназских евреев. Сефардам – не в пример более тяжко: там, вместо трех монет, принято давать сумму любых денег (лучше всего, конечно, в СКВ), соответствующую стоимости половины серебряного шекеля, то есть, стоимости 4,8 грамма серебра высшей пробы - 925 или даже 999. Для интересующихся: кругом-бегом это равняется от 2 до 3 долларов США (серебро 925 пробы) и от 5 до 7 долларов за 999 пробу. 

    Скажите, немного? Возможно, но, как писал великий русский поэт эфиопского происхождения А. С, Пушкин, «Не много, кажется, но понемногу сокровища растут».

     

    При чем же тут Пурим?

    «Ну, хорошо», - скажет доверчивый читатель, нехотя лезя в карман за монеткой. - «Но причем же тут Пурим? Почему именно на него нужно было отдавать деньги в храмовую казну?».

    «А при том», - ответим ему мы, и доходчиво растолкуем, что месяц Адар, в который праздник и справляется, предшествует Нисану, с которого, как было выше сказано, начинались жертвоприношения. Так что и деньги на массовые закупки нужно было собрать заранее, резонно?

    Да не просто собрать, но и чисто по-еврейски нудить, дёргать и подгонять несознательных граждан, которые – по глупости, хитрости или просто потому что облом, – никак не хотят идти в ногу со всеми и вовремя вносить взносы.

    Более того, никакая «махацит а-шекель» не освобождает еврея от необходимости дарить в Пурим подарки бедным, являющейся одной из главных заповедей праздника.

    Ювелирные украшения с древними монетами  , которые можно купить в нашей Иерусалимсокй лавке 

    ювелирные украшения из древних момент

     

    Задайте свой вопрос

    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7

    Контакт центр: +7 (983) 2081097 / +38 (096) 2271625 с 9:00 до 22:00.
    Красная Нить - Талисманы, которые хочется носить всегда © 2010-2016
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS