+7 (983) 2081097 +38 (096) 2271625 Заказать звонок Вход для клиентов
В корзине пока нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    21.03.2016
    150

    Недельная глава «Ва-йикрá» (И воззвал...) Ваикра / Левит 1:1-5:26

    Всевышний обращается к Моше, сообщая ему (и через него — всему народу) законы Храмового служения — виды жертв и порядок их принесения.

    Добровольная жертва вознесения — ола, приносимая в искупление несделанного доброго дела (полностью сжигаемая на жертвеннике). Мирные благодарственные жертвы — шломим (некоторые ее части сжигали на жертвеннике, некоторые — отдавали левитам, а остальное мясо съедал жертвователь). Жертва за грех — хатат (приносимая общиной, главой народа, первосвященником или обычным евреем). Жертва повинности — ашам (за нарушение ритуальных запретов и ложную клятву обвиняемого в воровстве). Минха — пять видов хлебных приношений.

    В жертву годились самцы или самки крупного и мелкого домашнего скота (быки, бараны и козлы), домашние или дикие голуби. Для приготовления хлебных даров — только «тонкая» (высшего качества) мука, оливковое масло первого отжима и благовония.

     

    На иврите слово «жертва» имеет один корень со словом «приблизиться». Из этого следует, что главной целью жертвоприношения было не «искупить» человека, а приблизить к Богу. Обновить связь души (в этой главе жертвователь называется словом нефеш, духовным аспектом человека) со своим Источником.  И потому – приносит ли человек большого быка или скромный хлебный дар — если действие исходит из рвения нефеш к Создателю, в глазах Творца приношения равноценны.

    Так, первый раздел Ваикра, третьей книги Торы, в большей степени посвященной порядку Храмового служения, в части принесения жертвоприношений продолжает идеи, только что звучавшие в книге Шмот. Разные жертвователи уравниваются перед Творцом возможностью принести жертву в соответствии с достатком. И богатый, и бедный жертвовали соразмерно своему финансовому положению; более того, жертву бедняка должно было принять первой. Жертва за грех хатат была обязательной, и ее приносил лично жертвователь, даже царь. Это тоже было уравниванием жертвователей перед Всевышним вне зависимости от их социального статуса.

    Приношение жертвы требует участия, вовлеченности в процесс, всего человека — и его чувства (переживания) и действия. Раскаяние — единственный мотив, побуждающий человека участвовать в жертвоприношении (от покупки животного до сжигания на алтаре). Раскаяние — единственный критерий для прощения. Ибо, как позже говорят пророки, жертвы человека, сердце которого далеко от Всевышнего, неприятны Ему и неприемлемы. Взгляд Его обращен «на смиренного и сокрушенного духом, и дрожащего над словом (Его)».

    Перед вознесением на жертвенник внутренности и ноги животных омывали в воде — чтобы очистить от грязи и посторонних предметов и заверить кашерность животного (если его внутренности были повреждены, что подтверждалось при проверке — оно не годилось для вознесения на алтарь). Символично, что желудок животных сжигали полностью, а зоб птиц — выбрасывали. Традиция объясняет, что домашнее животное питалось данной ему, разрешенной едой, а птица — тем, что находила, где угодно (в некотором смысле — ворованной). Поэтому ее зоб не возносили на алтарь — как еще одно напоминание о том, что любая неправда является для Всевышнего мерзостью.

    Система жертвоприношений необычайно символична. Так, бык «напоминал» об Аврааме и его расторопности в выполнении заповедей (в свое время он поспешил приготовить быка для своих гостей), баран — о Связывании Ицхака, козел — о Якове (Ривка велела ему принести козлят, чтобы приготовить кушанье для Ицхака). Как известно, в крови — душа, жизнь, и вознесение ее на жертвенник, в приношение Создателю, было освящением таинства жизни. Так же на алтарь возносили весь внутренний жир, поэтому он строжайше запрещен для употребления в пищу. Все жертвы непременно посыпали солью — сейчас мы вспоминаем об этом каждый раз за трапезой с хлебом, обязательно макая в соль первый кусок.

    В еврейской традиции есть несколько объяснений необходимости посыпать все жертвы солью. Например, соль придает вкус (еде), и потому возносить на жертвенник пресное – недостойно. Отметим, что хлебные дары могли быть приготовлены по-разному. Это так же объясняется тем, что человеку «приятнее» есть разную пищу, пусть и приготовленную из одних и тех же продуктов. Отсюда выводится правило о благотворительности вообще: например, пожертвованная кому-то одежда или еда должна быть «приятна» самому жертвователю.

    Так же наши мудрецы учат, что мир разделен на три стихии — населенную сушу, пустыню и морские воды. Тора Творца была дана в пустыне, Его Храм — на земле, а воды «возвращаются» к Нему в виде (морской) соли, приносимой на алтарь с каждой жертвой. Отсюда и выражение «соль завета», впервые встречающееся в этом разделе — такова была «клятва» (идея) Творца при сотворении мира. Так Храмовое служение «позволило» всему мирозданию участвовать в служении Создателю.

    Символично, что соль добывают из воды с помощью высушивания, т.е. - огня. Принесение этих противоположных стихий (в виде соли) на жертвенник Всевышнего противопоставлялось существовавшему у других народов поклонению огню и воде. Таким образом, утверждая единственность Его правления миром и напоминая о «новой истории» евреев: огненный град был одной из египетских казней, провозглашавшей главенство Творца над всеми стихиями. Так же соль — это идеальный консервант, и, неизменно присутствуя на жертвеннике в этом качестве, она символизирует и неизменность (надежность) совершаемого на алтаре духовного акта прощения, и надежность союза о вечности еврейского народа, заключенного с Авраамом и позже Давидом — о вечности царствования его рода.

    Приходя в Храм совершить жертву, человек не только «проживал» свою личною историю — будь то благодарность за благополучие или трагедия совершенного греха. Он заново проживал всю историю своего народа — от времен Авраама, Исхода из Египта, Синайского откровения и прощения греха золотого тельца до настоящего момента — когда его жертва становилась новым звеном в этой вечной цепочке. Так связь поколений и вечная история остаются живой, становясь интегральной частью каждой души, обитающей не только в собственной «новой» реальности, но и обращенной к корням — праотцам еврейского народа и их заслугам перед Творцом.

     

    Символично, что мы начинаем читать книгу Ваикра в канун Пурима, отмечаемого в честь той самой «соли завета». В те далекие времена, когда жизнь всех (!) евреев империи висела на волоске, словно завися от милости Персидского правителя, Всевышний явил Себя, обратив готовящееся народу бедствие на головы злоумышленников. Тогда «огонь и вода» - противоположные стихии в очередной раз соединились в служении Творцу, «контролируемые» вечным принципом Его справедливости - мера за меру.  По «завету соли» – во все времена.

    Задайте свой вопрос

    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7

    Контакт центр: +7 (983) 2081097 / +38 (096) 2271625 с 9:00 до 22:00.
    Красная Нить - Талисманы, которые хочется носить всегда © 2010-2016
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS