+7 (983) 2081097 +38 (096) 2271625 Заказать звонок Вход для клиентов
В корзине пока нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    29.10.2015
    266

    Недельная глава «Ва-йерá...» (И явился...) Береши́т / Бытие 18:1-22:24

    Всевышний является Аврааму на третий день после обрезания. Но, заметив вдалеке трех странников, Авраам спешит к ним, уговаривая передохнуть у него и принимая по-царски. Один из путников сообщает ему и Саре, что через год у них родится сын. Другой — что Господь решил уничтожить Сдом и Амору. Авраам заступается за обреченные города, говоря, что надо пожалеть их в заслугу местных праведников.

    В Сдоме ангелов встречает Лот, племянник Авраама, и приглашает к себе домой. Уровень его гостеприимства — много ниже, чем у Авраама, но Сдом не терпит никакого гостеприимства и помощи нуждающимся. Разъяренные жители города не внемлют уговорам Лота не трогать его гостей и готовы убить и его. Поразив толпу слепотой, ангелы спасают Лота, веля ему с семьей без оглядки бежать из места, куда вот-вот обрушится справедливый гнев Творца. Но спасаются только Лот и две его незамужние дочери: жена, оглянувшись на Сдом, превращается в соляной столп. Укрывшись в пещере, дочери Лота думают, что страшная кара постигла весь мир и решают продолжить человеческий род с отцом. У каждой рождается по сыну; они — родоначальники народов Моава и Амона.

    После этих событий Авраам перебирается в Грар, где из-за красоты Сару снова забирают в царский дворец. Тотчас страшная кара от руки Небес постигает царя Авимелеха и весь его двор. Лишь вернув Сару мужу и признав, что не дотронулся до нее, Авимелех и весь его двор выздоравливают после молитвы Авраама. Позже царь просит Авраама заключить мирный договор между их народами и признает его право владеть «спорным» колодцем.

    В назначенный срок у Сары рождается сын, Ицхак. Согласно заповеди, мальчик обрезан на 8-й день; а через два года Авраам устраивает большой праздник в честь «отнятия ребенка от груди». Ишмаэль жесток с Ицхаком; видя это, Сара настаивает, чтобы Авраам выгнал Агарь с сыном. Бог заботится о них, в дороге спасая Ишмаэлю жизнь. А поселившись в пустыне Паран, Агарь женит своего сына на египтянке.

    Всевышний просит Авраама вознести Ицхака на жертвенник на горе Мориа. Только когда Авраам заносит над сыном нож, ангел останавливает его и указывает на барана, которого Бог заранее «усмотрел» Себе в качестве жертвы. Теперь верность Авраама испытана: Творец знает — его слуга готов отдать Ему все, даже сына.

    Затем Авраам узнает, что у его племянника Бетуэля есть дочь, Ривка.

    Еврейская традиция учит, что ангел — посланник Всевышнего, может исполнить только одно «задание». Что и видим: три ангела, каждый — со своим «поручением». Один пришел, чтобы объявить Аврааму и Саре о рождении их сына, второй — чтобы разрушить Сдом и Амору, третий — спасти Лота и его семью. Внимательно читая историю, мы заметим, что по мере исполнения «задач», число ангелов сокращается.

    Ранее, давая Аврааму обещание о рождении сына от Сары, Всевышний говорит: «И Я благословлю ее, и даже дам тебе от нее сына; и благословлю ее, и произойдут от нее народы...» Наши мудрецы отмечают, что под первым «благословлю ее» имеется ввиду «обновлю ее молодость», что подтверждает и усилительное «даже дам от нее сына». Поэтому ее смех, когда она сама услышала слова ангела, понимается, в том числе, и как внутренняя радость, восхищение (именно тогда она физически почувствовала, что женственность возвращается к ней в ее почти 90 лет).

    Происшедшие в ней чудесные изменения (ее тело способно к зачатию) очевидны для всех. В противном случае ее вряд ли забрали бы во дворец Авимелеха. Инцидент с Авимелехом подробно описан еще и затем, чтобы исключить малейшее сомнение в том, что он был отцом ее будущего ребенка. Читаем, что Всевышний не дал царю прикоснуться к Саре, и что его болезнь (невозможность «рожать») прошла только когда Авраам помолился о нем. Таким образом, ни тени сомнений не могло быть и у Авраама.

    Ицхак появляется на свет, и когда ему исполняется 37 лет, Всевышний обращается к Аврааму с невероятной, очень страшной просьбой. В еврейской традиции главным качеством Авраама считается «хесед» (добро, милость, милосердие). И правда, анализируя его жизнь, мы видим, что хесед — это основа его служения Творцу. Его шатер стоит посреди дороги и не имеет дверей, чтобы путники могли зайти к нему с любой стороны. В самый тяжелый день после обрезания «при зное дня» он высматривает путников, бежит им навстречу и уговаривает остановиться у себя. Обещая горбушку хлеба и немного воды, на деле накрывает пышный стол. Авраам именно так «отражает» Творца, ибо воспринимает Его как «творящего свет», щедро дающего благо всему творению.

    Первый раз он сталкивается с «дилеммой», когда Сара просит его «отослать Агарь с Ишмаэлем». Написано, что «стало ему прискорбно из-за сына». И, как велико было его удивление, когда Бог сказал ему «слушаться голоса Сары», напоминая, что завет должен продолжиться в Ицхаке (но заверив, что и с Ишмаэлем все будет в порядке). Но прогнать Агарь с сыном — это противоречит внутреннему миру того Авраама, каким мы знали его до этого момента, каким он сам знал себя. Первый раз в жизни Аврааму, принимающему незнакомых прохожих как дорогих гостей, следуя Всевышнему, пришлось прогнать родного сына!

    Проходит много лет и Создатель обращается к нему с новой просьбой о другом сыне. Но в этот раз нужно не прогнать его, а «вознести на жертвенник». Убить?! Можно только представить ураган мыслей и эмоций, обуревавших Авраама в тот миг. «Возьми сына твоего...(у меня два сына) единственного твоего... (оба они — единственные дети их матерей), которого ты любишь... (я люблю их обоих), Ицхака (...); пойди в землю Мориа и принеси его там во всесожжение...» Авраам-хесед, Авраам-заботящийся, Авраам-созидатель, Авраам-отец множества народов должен поступить наперекор себе, вразрез своему восприятию Творца.

    Акеда — так называется этот эпизод в еврейской традиции, буквально значит «связывание». Бог нигде не говорит Аврааму убить Ицхака. Привести на гору, возложить на жертвенник — да, убить — нет. И всеже это настолько «ново» для Авраама, настолько противоречит его свойству хесед, что даже «вознесение на жертвенник» понимается им как законченное действие — сделанное жертвоприношение. В последний момент остановив Авраама, уже занесшего руку с ножом, Всевышний говорит, что «теперь узнал, что боишься ты Бога и не пожалел своего сына единственного ради Меня». Только тогда Авраам увидел запутавшегося в зарослях барана и принес в жертву его. Как он и говорил Ицхаку по дороге на гору Мориа, Всевышний усмотрел Себе жертву. Барана, не человека.

    Интересно, что после акеды Всевышний больше не обращается к Аврааму, не говорит с ним, как прежде. Словно Его «работа» над Авраамом закончилась на горе Мориа. Много позже Бог скажет через пророка: «(Я) создаю свет и творю тьму (буквально - зло), делаю мир и навожу бедствие, Я, Господь, свершаю все это...» Наверное, именно это понял о Создателе Авраам, пройдя два последних, самых трудных испытания в своей жизни. Оказалось, что цель призыва Авраама «идти к себе» - это «явление (открытие) ему» Всевышнего во всех аспектах. К этому Бог вел Авраама всю его жизнь.

    Творец, как горшечник, подвергает испытанию только те «изделия», в прочности которых уверен. Данное Им бремя всегда «по силам». И, лишь пройдя через трудности, мы «осознаем», как много у нас «оказалось» сил... Получается, что заведомо зная, что человек «выдержит», Бог доводит испытание до конца ради самого человека. Ибо только так мы можем достичь высшей цели своего существования — подняться на ступень выше и в понимании себя, и — Его.

    Задайте свой вопрос

    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7

    Контакт центр: +7 (983) 2081097 / +38 (096) 2271625 с 9:00 до 22:00.
    Красная Нить - Талисманы, которые хочется носить всегда © 2010-2016
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS