+7 (983) 2081097 +38 (096) 2271625 Заказать звонок Вход для клиентов
В корзине пока нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    20.11.2015
    349

    Недельная глава «Ва-йецé» (И вышел) Береши́т / Бытие 28:10-32:3

    Яков (Иаков) покидает дом отца и направляется в Харан. В пути он ночует в «одном месте», и ему снится лестница, уходящая в небо, по которой поднимаются и спускаются ангелы. Всевышний является ему в этом сне и повторяет обещание, данное Аврааму и Ицхаку — отдать ханаанскую землю в вечное наследие его многочисленным потомкам, а также хранить Якова в пути, вернув его обратно живым и здоровым. Проснувшись, Яков сооружает жертвенник и дает обет однажды сделать «это место» домом Божьим, а также отделить для Творца десятую часть от своего имущества.


    Придя в Харан, Яков встречает Рахель, дочь своего дяди Лавана, и приходит в его дом. Лаван принимает его с радостью, помня богатые подарки, полученные от дома Авраама при сватовстве Ривки. Но Яков беден и не может предложить Лавану за Рахель ничего, кроме своего труда. Лаван соглашается отдать за Якова свою младшую дочь через семь лет. Но когда настало время свадьбы, вместо Рахели он вводит в брачный шатер старшую, Лею. Обман обнаруживается лишь наутро, тогда же Лаван обещает через неделю положенных торжеств отдать Якову и Рахель, но — за еще семь лет работы.


    В течение следующих четырнадцати лет семья Якова растет. Шестерых сыновей и дочь рождает ему Лея, еще двоих сыновей (также считающихся ее детьми) — служанка Леи — Зилпа. Двоих сыновей Якову рождает Бильга – служанка Рахели, и, наконец, у самой Рахели рождается Иосиф.


    Отработав обещанные годы за Рахель и Лею, Яков хочет вернуться в дом своего отца, но Лаван уговаривает его остаться, обещая хорошо платить за работу. Хотя Лаван десять раз меняет условия договора, Всевышний благословляет Якова, и он становится богатым. Через шесть лет он тайно покидает дом Лавана со всей своей семьей. Рахель забирает с собой идолов своего отца. Лаван устраивает за ними погоню, и Всевышний явившись ему во сне, велит «не говорить Якову ни хорошего, ни плохого», не причинять никакого вреда. На упрек Лавана за кражу идолов, Яков, уверенный в собственной невиновности и, не зная о поступке Рахели, обещает смерть тому, у кого статуэтки будут найдены. Однако, ничего не найдя ни в одном из шатров, Лаван  заключает с Яковом мирный договор. После этого Яков продолжает свой путь в Святую землю, на границах которой его с семьей встречает множество ангелов.
     
    Понятие высшей справедливости в иудаизме представлено принципом мидá кенéгед мидá (мера за меру). Один из примеров его действия мы находим в этой главе. Как помним, Яков, чтобы получить благословение отца, предназначенное Эсаву, переоделся в одежды брата и выдал себя за него. Сейчас он сам становится жертвой обмана: Лаван, пообещав отдать за него младшую дочь Рахель, в день свадьбы вводит в брачный шатер старшую, Лею. И еще семь лет после этой свадьбы Яков работает на Лавана за Рахель. Существует много объяснений, почему все случилось именно так. И что Рахель не заявила о подмене, чтобы не позорить сестру. И что Лея, предназначавшаяся в жены нечестивому Эсаву, «выплакала» себе брак с Яковом. Или — что Яков согласился работать еще семь лет, чтобы не оказаться обманщиком Рахели и сдержать данное ей обещание. Интересно, что когда позже Лаван не раз меняет плату за работу так, чтобы ущемить интересы Якова, Всевышний вмешивается, не давая обману состояться. Отсюда видим, что обман к Якову вернулся бумерангом лишь единожды. Лишь за обман отца – мера за меру.


    Яков в этой главе предстает пред читателем образцом самообладания. Он сдержан и в отношениях с Лаваном, который все время строил ему козни. И в непростых отношениях внутри своей семьи, разрываемой соперничеством Рахели и Леи. Лишь однажды он скор на слова — когда Лаван обвиняет его в краже его божков. «У кого найдешь богов своих, тот да не будет жить!» Традиция учит, что Рахель сделала это, чтобы отдалить Лавана от идолопоклонства. Или, возможно, не хотела, чтобы Лаван гадал с их помощью и узнал их дорогу. Так или иначе — слова Якова стали «роковыми» для его любимой Рахель, она умерла вскоре, при родах второго сына.


    Не напрасно позже царь Шломо (Соломон) говорит, что «жизнь и смерть во власти языка». В еврейской традиции особое внимание уделяется заповедям о достойной речи. А лашон а-ра (злословие) о другом человеке — приравнивается к пролитию крови. Важно помнить, давая оценку другому человеку (его личности или поступкам), мы словно выносим ему приговор. И какую осторожность нужно проявлять, если наш «суд» негативен! В том числе и потому, что все сделанное или сказанное нами однажды вернется к нам.

     

    Жизнь часто ставит нас в сложные обстоятельства. Мы растеряны, напуганы или разочарованы — в других или самих себе. Из истории жизни Якова мы извлекаем очень важный урок. Написано, что после чудесного сна о лестнице и ангелах, после того, как Всевышний утешил его, заверив в будущем, «поднялся Яков на ноги и пошел в страну сынов востока». «Поднялся на ноги» — это указание на сознательное действие. Продолжил намеченный путь не «по течению» обстоятельств, а «вопреки» им. Невзирая на упадок духа и тяжелые условия. И — был вознагражден. Ведь, как известно, лишь идущий осилит дорогу.

    Задайте свой вопрос

    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7

    Контакт центр: +7 (983) 2081097 / +38 (096) 2271625 с 9:00 до 22:00.
    Красная Нить - Талисманы, которые хочется носить всегда © 2010-2016
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS