+7 (983) 2081097 +38 (096) 2271625 Заказать звонок Вход для клиентов
В корзине пока нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    21.08.2015
    353

    Недельная глава «Шофтѝм» («Судьи») Дварим/Второзаконие 16:18-21:9

    В этой главе Моше говорит о том, что необходимо сделать, лишь только народ войдет в Святую Землю. Именно — назначить судей и смотрителей за порядком, чтобы судебная система исправно работала. В каждом поколении в Израиле должны быть учителя, разъясняющие закон и учение. Придет время и народ захочет поставить над собою царя — и Моше дает относящиеся к этому законы. Вновь предостерегает от идолопоклонства и напоминает, каким строгим должны быть суд и наказание за него. О том, каковы права и обязанности свидетелей в суде, левитов и пророков, нечаянных убийц (тут подробно говорится о принципах создания и действия городов-убежищ). Также говорится о том, как поступать, выходя на войну: принципе работы армии и военной стратегии. Заканчивается глава рассказом о том, что делать руководителям и жителям города, рядом с которым было найдено тело неизвестно кем убитого человека, а именно — они должны совершить особый ритуал, Эглá-Аруфá, принеся жертву за искупление своей вины в том, что они не смогли предотвратить эту смерть.

    Второзаконие Судьи

    Говоря о порядке установления судей и работе судебной системы, Моше призывает: «...к справедливости, к справедливости стремись». Наши мудрецы, напоминая, что в Торе нет лишних слов, комментируют повторение следующим образом: справедливости необходимо добиваться справедливым путем. Это значит, например, что справедливо дать в Храм пожертвование, но для этого нельзя украсть; справедливо искать наказания виновного, но нельзя для этого давать взятку в суде; справедливо помочь бедному, но нельзя для этого отнимать у богатого. В этом контексте понятен запрет на использование в качестве жертвы животного больного или с изъяном. Принцип справедливости требует справедливости на всех уровнях: и жертвенное приношение, если человек решил сделать его, должно быть совершенным во всех отношениях. Правило «на, Боже, что нам негоже» не может иметь места ни в личностях, составляющих общество, ни в системе, стоящей на страже его интересов.

    Моше призывает народ не страшиться врагов и помнить, что выведший их из Египта Бог — на их стороне, и Он даровал им победу. И говорит, что, выходя на войну, обязательно дать «увольнительную» четырем категориям воинов. Построившим новый дом, но еще не жившим в нем; посадившим виноградник, но ни разу не собравшим с него плодов; сыгравшим свадьбу, но не начавшим семейную жизнь; тем, кто робок сердцем и боится сражений. И, хотя в самом тексте, вроде бы имеется и объяснение: «чтобы (боязливый) не сделал (такими же) робкими сердца его братьев», еврейская традиция рассматривает эту ситуацию на более глубоком уровне. А именно — первые три категории воинов отсылаются домой ради последней — чтобы избавить робких от стыда за свой страх. Иудаизм учит, что оскорбить и обидеть человека так, что побледнеет как мертвец, подобно убийству. Отсюда мы учимся, что должны относиться друг к другу внимательно, "бережно". И наши слова, и поведение  должны быть осторожными и милостивыми.

    И это отнюдь не красивая метафора. Всего несколькими строками ниже в главе говорится о том, что при осаде города запрещено срубать плодовые деревья, чтобы проложить к нему лучший путь или как-то еще пользоваться древесиной. Разрешено рубить только неплодовые. Другими словами, будь справедлив — прояви милость, «ведь плодовое дерево — это не человек, и не может убежать от тебя (защититься) в крепость». Таким образом, логический круг справедливости вновь завершается милостью. Справедливо завоевать город, который Всевышний уже отдал в твои руки, но — даже тут необходимо действовать справедливо и милостиво — заботясь о репутации воинов и ведя последовательную военную политику, соблюдая кодекс чести победителя не только в отношении покоренных людей, но даже деревьев! Согласимся, это очень высокая нравственная планка не только в контексте «тех времен», но и сегодняшних дней.

    кос кидушНаполняя праздничный бокал в субботу, принято добавлять в вино немного воды: в память о том, что, создавая мир, Всевышний использовал две «меры» – справедливость и милость. На этих основах мир живет до сего времени, их Тора называет главными качествами Создателя. Понимая этот принцип, развивая в себе необходимые навыки и применяя их в повседневной жизни, мы сможем полнее отразить Творца, по образу которого созданы. И о какой бы области жизни ни шла речь, жить «к справедливости, к справедливости стремясь».

     

     

    Задайте свой вопрос

    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7

    Контакт центр: +7 (983) 2081097 / +38 (096) 2271625 с 9:00 до 22:00.
    Красная Нить - Талисманы, которые хочется носить всегда © 2010-2016
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS