+7 (983) 2081097 +38 (096) 2271625 Заказать звонок Вход для клиентов
В корзине пока нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    03.02.2016
    229

    Недельная глава «Итрó» Шмот / Исход 18:1-20:23

    Услышав о чудесах, сопровождавших Исход евреев из Египта, Итро, тесть Моше, с Ципорой, женой Моше и их сыновьями, отправился в пустыню, в стан Израиля. Из уст Моше он еще раз выслушивает всю историю Исхода и, признавая единственность и справедливость Бога евреев, совершает жертвоприношения. Он советует Моше установить коллегии судей, облегчающих его труд как руководителя народа, внеся вклад в формирование судебной системы Израиля.

    Приведя народ в Синайскую пустыню, Творец сообщает им, что хочет сделать их «народом священников», Своим «уделом» на Земле. В один голос евреи отвечают: «Все, что скажет Господь, сделаем и будем слушать». Через шесть недель после Исхода из Египта весь народ собирается у подножия горы Синай. Творец сходит на вершину горы в громах и молниях, столбах дыма и звуках шофара (бараньего рога) и велит Моше подняться наверх.

    Затем Всевышний велит Моше спуститься к народу. И произносит десять речений, десять заповедей. Верить в Бога, не поклоняться идолам, не произносить имени Бога напрасно,  соблюдать субботу — в память о сотворении мира, почитать родителей; не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не желать ничего принадлежащего другому. Народ не в силах выдержать мощи этого откровения и просит Моше стать посредником между Всевышним и ними. Так, он становится «проводником», получившим Тору и передавшим ее всему народу.
     

    Примечательно, что больше всего в истории Исхода Итро поражает принцип справедливости — мида кенегед мида. Он, будучи Мидьянским жрецом, хорошо знал «психологию» идолопоклонников, согласно которой божество можно задобрить или подкупить, склоняя на свою сторону. Но «Всевышний судил Египет судом, которым те умышляли евреям» — и эта осознанная, разумная справедливость становится решающим фактором, убеждающим Итро склониться перед Богом Израиля. И жертвы, принесенные им — знак благоговения и благодарности.

    Всевышний объявляет еврейский народ Своим уделом на Земле, первенцем из народов и нарекает Своим избранником, но это вовсе не значит, что все остальные народы не имеют для Него ценности. Первенец — старший из детей, на котором больше ответственности, с кого больше спрашивают. Так, за признанием этого статуса еврейского народа тотчас следует дарование Торы. Получить закон от Творца и соблюдать его — наша ответственность перед Богом и ради блага других народов. Как старший сын лучше (и дольше) знает отца и способен «объяснить» его младшим в семье. Безусловно, отношения родителей с первенцами — особые, но это, конечно же, не значит, что их любовь к остальным детям менее сильна. Так, в здоровой семье между детьми нет ни шовинизма, ни черной зависти. Потому что каждый ребенок знает, что он по-своему уникален и, безусловно, любим.

     Заповедь уважения к родителям особенно выделяется в иудаизме. Наши мудрецы учат, что это — и почтительное отношение, и забота о нуждах; забота до такой степени, чтобы не тревожить их сон. Но важно и то, что на первом месте стоит отношение. Так, сын, обеспечивающий родителям роскошные условия, но обижающий словом — достоин наказания, а побуждающий к труду (казалось бы, непосильному) ради их здоровья — удостоится вечной жизни. Еврейская традиция учит, что уважение к родителям не заканчивается с их кончиной. И каждое доброе дело, каждое достижение сына (и дочери) — является и заслугой его (или ее) родителя. Это учит нас быть усерднее в добрых делах, нежели в возведении дорогих надгробий.  Ибо цепь заслуг, связывающих поколения — вечна и ни в коем случае не обрывается за могильной плитой тех, кто ушел за рамки этого мира.

    Известно, что десять речений можно условно разделить на две группы. Где пять первых — касаются отношений человека с Всевышним, а пять последних — с его ближним. Еврейская традиция отмечает, что первая заповедь — повелительная, она обязывает еврея знать и верить: «Я — Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Всевышний не назвался Творцом неба и земли, всего сущего, хотя это так. Для каждого еврея Он обозначил Себя именно «выведшим из Египта», потому что это — личная страница истории каждого из нас. И именно это поддержит в нас жизнь и веру, когда для нее, казалось бы, не останется никаких «оснований». Но именно в изгнании, газовых печах, рассеянии, трудностях и скорбях исполненная заповедь «знать и верить» освящает Имя Творца ярче любого факела.

    Важно отметить, что многие из заповедей Декалога, прозвучавшего на Синае и ставшего со временем моральным кодексом всего человечества, были известны и раньше. Задолго до этого Каин был осужден за убийства Эвеля; сын Ноя, Хам, был проклят за неуважение к отцу. Иосиф — предпочел тюрьму прелюбодеянию. Яков, когда пас стада Лавана, отдавал за его овцу, растерзанную зверем — свою, чтобы у Лавана не было ни малейшего повода обвинить его в воровстве. То есть эти законы были известны людям и соблюдаемы (или не соблюдаемы) ими. В чем же тогда заключалось Синайское откровение? Символично, что традиции еврейской свадьбы берут свое начало именно с того дня, когда на Синае евреи приняли Тору (Учение) Творца. Так, во все времена невеста ждет жениха под хупой, и он приходит к ней, под этот свадебный балдахин. Там они принимают друг друга, становясь одним целым и чем-то кардинально новым в смысле образа жизни и влияния на мир. Так, на Синае Творец открылся миру как Жених, избравший Себе невесту — исполнительницу Его воли, чтобы значительнее проявлять Себя в сотворенном Им мире. Чтобы Его законы и Его связь с человеком была более близкой, более личной. Поэтому Синайское откровение — это и выделение народа Израиля: заповедь помнить Исход из Египта — национальная, ведь только в нашей истории есть такая страница. Заповедь о субботе, запрет идолопоклонства и создания идолов — как обязательные даны лишь потомкам Яакова. Но также Синайское откровение — это возведение в лице еврейского народа (и через него) на более высокую ступень личных отношений с Творцом Человека как такового. На уровень, когда жизнь — не механическое исполнение ритуалов, а предстояние перед Творцом, прославление Его Имени всем существом — и делом, и мыслью. Так, заповедано не просто не убивать, не прелюбодействовать и не красть, но даже и не желать(!) того, что принадлежит другому.

     

    Позже, в книге «Дварим» Моше не раз повторит, что смысл служения еврейского народа в том, чтобы жить по законам Творца, исполняя Его заповеди. Как следствие, другие народы признают, что «нет Бога, как у евреев», давшего такое справедливое Учение. Это именно то, что и случилось с тестем Моше. Данный раздел Торы носит имя Итро, совсем недавнего идолопоклонника, и наши мудрецы особо отмечают это. И высшая справедливость, «покорившая» Итро, заключается в том, что отрицающий Всевышнего теряет свой удел в будущем мире, а признающий — обретает вечное место в Его Книге Жизни.

    Задайте свой вопрос

    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7

    Контакт центр: +7 (983) 2081097 / +38 (096) 2271625 с 9:00 до 22:00.
    Красная Нить - Талисманы, которые хочется носить всегда © 2010-2016
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS