+7 (983) 2081097 +38 (096) 2271625 Заказать звонок Вход для клиентов
В корзине пока нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    24.01.2016
    198

    Недельная глава «Бэ-шалáх» (И послал) Шмот / Исход 13:17-17:16

    Евреи ушли и, опомнившись и пожалев, что отпустил их, фараон собрал всю свою армию и помчался в погоню. Облачный столп приводит народ к берегу Ям Суф; и, оказавшись «в ловушке» – между морем и настигающей их армией, народ начинает паниковать.

    На всю ночь облачный столп разделяет конницы фараона и стан евреев. Моше протягивает над морем свой посох, и воды расступаются, позволяя народу посуху перейти на другую сторону. А затем смыкаются вновь, хороня в себе их преследователей. Осознав грандиозность чуда и конечность спасения, Моше и сыны Израиля воспевают Всевышнего в хвалебной песне.

    Оказавшись в пустыне, народ жалуется Моше на недостаток воды или еды; Всевышний щедро восполняет их нужды. Горькую воду делает сладкой, посылает стаи перепелов, и каждый день в течение сорока лет дает манн.

    Каждый день Творец дает им собирать определенное количество манна на этот день. В оставленном «на завтра» непременно заведутся черви. В пятницу же — должно собирать двойную долю, потому что суббота — день покоя, и манн выпадать не будет. Но лишь горький опыт совершенных ошибок убеждает народ в непременности исполнения «правила».

    В Рефидиме народ неожиданно атакуют амалекитяне — потомки брата Якова — Эсава. Всевышний говорит евреям воевать и дает им победу, а также заповедует вечно помнить о вероломном нападении и однажды стереть из поднебесной даже память об Амалеке.

     

    Традиция учит, что, оказавшись «запертыми» между морем и настигающей армией фараона, народ разделился на четыре группы. И слова Моше «не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне... ибо египтян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки. Господь будет воевать за вас, а вы молчите...» адресованы каждой из этих четырех групп. Испугавшихся он призвал не бояться, готовых подчиниться египтянам — уверил в том, что они никогда больше не увидят их; готовых сражаться — остановил, готовых молиться — призвал к молчанию.

    И, действительно, Всевышний сражался за народ Сам. Когда воды Ям Суф сомкнулись над египтянами, восторжествовала высшая справедливость мида кенегед мида, мера за меру. Как когда-то были брошены в Нил еврейские мальчики, сейчас морские воды поглотили бросавших их туда египтян. Теперь «египетский период» обрел свое логическое завершение, все уроки были «пройдены» обеими сторонами. Возвратившееся в обычное положение море отделяло еврейский народ не только от Египта, но и от прошлого. Знание о Боге евреев — вездесущем, всемогущем, едином, единственном, милостивом, справедливом и личностным наполнило землю, и трепет перед Ним охватил все народы.

    В этом контексте понятна суровость повеления стереть с земли даже память об Амалеке. Традиция учит, что по выходе евреев из Египта трепет перед Всевышним, охвативший другие народы, был настолько велик, что никто не решался нападать на только что освобожденных от рабства потомков Якова. Однако Амалек пренебрег и здравым смыслом, и знанием о чуде и — напал вероломно, «в спину». Символично, что только что ввергнувший в море египетское войско Творец не сделал ничего сверхъестественного, чтобы защитить от Амелека. Сейчас народ сам должен был сражаться за себя. Борьба с Амалеком — это борьба с надменностью, безразличием к чудесному, ненавистью иррациональной — борьба идеологическая. Она — составляющая будущего, и победу необходимо одержать. И потому вести ее предстоит всем и каждому.

    Основные законы субботы мы учим из истории с манном. Так, две субботние халы — в память о двойной порции манна, собранного в пятницу; лежащие на тарелке и накрытые салфеткой — в память об «упаковке» — сверху и снизу его покрывала роса. Запрет готовить в шабат — ибо велено печь, или жарить или оставить, как есть — еще до субботы. Запрет работать в шабат — в память о том, что завершив творение мира за шесть дней, в седьмой Господь пребывал в покое. Шабат, когда, не совершая созидательной работы, мы приобщаемся к Нему. В состоянии покоя — удовлетворенности после напряженной недели, отстраненности от мыслей о завтрашнем насущном хлебе. Это огромная степень доверия Всевышнему — единственному Источнику нашего благосостояния и бытия. Метафизически, символика «субботнего отношения к жизни» такова, что сколько бы ни собирал человек — этого всегда будет достаточно только на день настоящий, а труд в шабат все равно будет напрасным: ведь выходили собирать в шабат, но не находили ничего. 

    Если «присмотреться», человеческая жизнь словно разделена на этапы, множество этапов, одни из них — в завершенном состоянии, другие — в активном. Иногда нас словно водят «по кругу»... Чтобы мы, наконец, поняли что-то? Осознаем мы или нет, но эта цикличность жизни очень последовательна, логична, почти разумна. Написано: когда фараон отпустил народ, Бог не повел их по ближайшей дороге земли филистимлян... потому что сказал: может быть, народ испугается при виде войны. А совсем скоро велел им сражаться с Амалеком. Отсюда мы учим, что Ведущий знает путь, знает все пути, как и то — какой именно для ведомого — наилучший.

     

    Неслучайно рассказ о манне и заповедь о вечной борьбе с Амалеком следуют одна за другой. Сегодня определить прямых его потомков нельзя. Но — возможно победить «амалека» (его качества) в самих себе. Воспринимая каждый новый день жизни (вместе с его возможностями, достижениями и свершениями) как чудо, как дар, и (в шабат) отстраняясь от обычной рутины — из доверия Чудотворцу, мы вносим свой вклад в эту борьбу. И Амалека на земле непременно становится меньше.

    Задайте свой вопрос

    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7

    Контакт центр: +7 (983) 2081097 / +38 (096) 2271625 с 9:00 до 22:00.
    Красная Нить - Талисманы, которые хочется носить всегда © 2010-2016
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS